Альбатрос Альбатрос Альбатрос Альбатрос
Альбатрос Альбатрос Альбатрос Альбатрос
Об Одессе

Одесса- уникальный город и никто с этим не поспорит. А убедиться в этом Вам поможет наша познавательная страничка о "Жемчужине у моря".
Итак, немного об истории...
Иосиф Де Рибас: «Из содеянного мною в этой жизни иных деяний почитаю важным основание порта и города, которому волею мудрой государыни дано чудное имя – Одесса – торговый путь, соединяющий народы обменом произведений рук их и разума».
Возникновение Одессы относится к той эпохе, когда централизованная система управления общества – «абсолютная монархия» - вошла в противоречие с новыми историческими событиями и уже тормозила российское общество. Екатерина II писала об этом так: «Желая распространения торговли России на Черном море и уважая выгодное положение Гаджибея и сопряженные с оным многие пользы, признали мы нужным устроить тамо военную гавань, кучно с пристанию для купеческих судов. Устроение гавани сей возложили мы на вице-адмирала де Рибаса и всемилостливейше повелевали ему быть главным начальником оной, где и гребной флот Черноморский в его команде состоящий»....
Из казны на эти работы было отпущено 26 тысяч рублей.
«Лучшая жемчужина в российской короне» строилась Рибасом по лучшим образцам Генуи, Ливорно, Неаполя и возникшла на месте древнейших поселений и крепости Хаджибей.
Проект постройки города, порта и новой крепости (на месте которой позже был разбит Александровский парк) она поручила голландскому военному инженеру Францу де Воллану, который сполна воплотил при этом принципы древнеримского градостроительства. Удачно расположенная географически, Одесса быстро превратилась из небольшого поселения в торговый, промышленный и научный центр европейского значения. К 100-й годовщине своего основания (1894 г.) Одесса занимала 4-е место в Российской империи по количеству населения и уровню экономического развития после Санкт-Петербурга, Москвы и Варшавы.
Не в последнюю очередь своему быстрому развитию Одесса обязана мудрому и дальновидному руководству «отцов» города, в частности, трудам таких талантливых администраторов как: де Рибас, Дюк де Ришелье, граф А. Ф. Ланжерон, М. С. Воронцов, Г. Г. Маразли и другие.
Говорить об истории Одессы можно много, но лучше всего об этом расскажут одесские улицы и знаменитые ее достопримечательности...
Каждому известны такие улицы как Дерибасовская, Большая и Малая Арнаутская, Греческая, Фонтан и другие. Но далеко даже не каждый одессит может рассказать почему эти улицы были так названы и какие значимые события происходили на них.

Малый, Средний и Большой Фонтаны
История возникновения Фонтанов напрямую связана с тяжелым для Одессы периодом, когда катастрофически не хватало пресной питьевой воды. По иронии судьбы в городе у самого моря, так сказать "на воде", чистая питьевая вода ценилась во вес золота.
Воду в Одессе приходилось искать и добывать. Сначала люди копали колодцы в поисках вод, скопившихся в известняках. Кроме этого, собирали и дождевую воду в специальные цистерны.
Однако неудовлетворительное качество колодезной и сточной воды, ее недостаточное количество и высокая стоимость (в 1796 году ведро воды стоило 10-15 копеек, в то время как фунт мяса стоил 20 копеек) побуждали администрацию города и частных предпринимателей искать пути к более эффективному способу снабжения жителей водой.
На помощь пришли фонтаны. В то время они представляли собой ручейки, выбившиеся из глубин и сбегавшие по прибрежным склонам к морю. Возле этих источников возникли три хутора – Малый, Средний и Большой Фонтаны.  "От Фонтана почерпнут люди прохладную воду, усталый старец оживит засохшие уста свои, жители изобильно воспользуются к своему насыщению, способствуя на потушение и пламени огненному".

А пока строительство водопровода было только в умах одесситов, на Большой Фонтан бегал паровозик с несколькими вагончиками, запряженный двойкой лошадей, и развозил воду по городу. До возникновения электричества была конная железная дорога, в простонародье -- конка. Остановки паровоза, естественно, именовали "станциями", а сам маршрут "линиями". С пуском же электрического трамвая названия остановок так и остались "станциями", а улицы - "линиями" и по сей день. Так что не удивляйтесь, если услышите в одесском транспорте "5-я станция Большого Фонтана", их в Одессе есть с 1-ой по 16-ю.

Малая Арнаутская

Произошла она от Арнаутской слободы, где жили арнауты (албанцы).
Окраинное расположение, близость черты порто-франко, моря, вокзала, "Привоза" формировали нравы, обычаи, традиции не страдавших чопорностью коренных обитателей улицы и ее инфраструктуру, ориентированную на торговлю провизией. Сегодня трудно поверить, что когда-то тут было до сорока мясных, столько же бакалейных, двадцать молочных лавок и еще с полста торговых заведений, где можно было купить все: от кайенского перца до одесских бубликов, включая вино, рыбу и конфеты знаменитой фабрики братьев Крахмальниковых. Продавали на Малой Арнаутской и книги, обувь, уголь, часы...

Большая Арнаутская
Название "Большая Арнаутская" уходит корнями еще в начало ХIX столетия, когда между нынешними улицами Белинского и Канатной была небольшая, шириной, примерно, с современный квартал, Арнаутская слободка, по распоряжению герцога Ришелье заселенная солдатами - арнаутами, сиречь, албанцами. С годами она "растворилась" в городской застройке, но "проросла" двумя параллельными, протянувшимися до Молдаванки, улицами, одну из которых, в отличие от соседней Малой, потом поименовали Большой Арнаутской.
Вдоль Большой Арнаутской  тянулся когда-то канатный завод Новикова, напротив располагалось представительство известной французской компании, производившей пастеризованное вино "Сен - Рафаэль". Широко были известны и крупнейшие на Юге сахарные заводы под фирмой "Братья Бобринские".Но в целом торгово-промышленная инфраструктура Большой Арнаутской была представлена небольшими магазинами, лавками да мастерскими.
На Большой Арнаутской вблизи "Привоза" располагались и два постоялых двора, дабы приезжий человек имел где поставить на ночь коней, самому преклонить голову, а поутру умыться и испить чаю. Если же кому вышла необходимость подать какую бумагу в казенное учреждение, так ее в двух юридических бюро на Большой Арнаутской не только толково составляли, но и печатали на еще диковинной для многих машине…

Дерибасовская
Первоначальное название улицы Гимназская, иногда встречается название Гимназическая. Названа в честь коммерческой гимназии Вольсея, открытой по указу первого градоначальника города Ришелье 16 апреля 1804г. С 6 июля 1811 г. улица называется Дерибасовская или де-Рибасовская ( в честь градоначальника Де Рибаса).
Благоустройству Одессы долгое время мешало отсутствие камня для мощения дорог. После дождей дороги превращались в непроходимую местность из воды и грязи. Даже появилась должность носильщика, который переносил пассажиров в повозки или вытягивал из грязи застрявшие колеса возов. Это было большой проблемой города, которую необходимо было решать. Местный ракушняк оказался непригодным: крошился, превращался в пыль. Было принято решение мостить гранитом и вулканической лавой. Этими камнями и по сей день покрыта Дерибасовская улица, а также некоторые другие улицы центра города.
Дерибасовская тогда, как и сейчас, являла собою своего рода витрину, блистательную и привлекающую, поскольку испокон веку была центром деликатного бизнеса. Потому и не продавали здесь дрова и уголь, не подковывали лошадей, не подносили охочим до того стопки "казенного" белого зелья. Здесь дышал ароматной прохладой "Погреб французских вин", благоухала знаменитая кондитерская Замбрини, подавали изысканные итальянские блюда в ресторации Матео, парикмахеры трудились над прическами местных красавиц, сапожники передлагали "обувь в чисто парижском вкусе", а художники создавали портреты, которые по миниатюрному своему исполнению вполне заменяли тогда еще неизвестные фотографии...

Ланжероновская улица

На месте левого, если смотреть от театра, сквера при турках была кофейня Аспориди, в которой утром 14 сентября 1789 года, по завершении штурма, де Рибас с офицерами праздновал взятие Хаджибея. А через пять лет, в день основания нашего города, 22 августа 1794 года, здесь заложили первое здание - дом генерал-поручика князя Г.Волконского. В 1820-х годах, когда этот дом уже принадлежал французскому негоцианту Рено, в той его части, что была на углу Ланжероновской и Ришельевской, располагалось первое в Одессе казино, о котором писал А.С.Пушкин.
Всемирно известная достопримечательность Одессы, предмет гордости одесситов и восхищения приезжих, Оперный театр — настоящее украшение Ланжероновской.
Достопримечательность Ланжероновской, почти лишенной деревьев, являет собою и старый дуб близ Пушкинской, могучие ветви которого укрепления ради перетянуты цепью, уже вросшей в кору - "златая цепь на дубе том".

Ришельевская

Пребывание герцога Ришелье на посту одесского градоначальника с 1803 по 1815 год,  по праву считается поворотным моментом в ранней истории Одессы, определившим последующее благополучие и процветание юного города.Ришелье сумел изначально заложить своей деятельностью устои цивилизации в Причерноморском крае, когда самые пессимистично настроенные относительно будущности юного города и порта люди вынуждены были признать, что Одесса по всем стандартам стала истинно европейским городом. Прекрасная городская больница и не менее удобный припортовый карантин, знаменитый на всю Европу городской театр, где за честь почитали выступать лучшие европейские театральные труппы, первые на юге высшие учебные заведения, формирование крупных купеческих домов, создание неповторимого архитектурного облика одесских улиц - трудно даже перечислить все стороны многогранной деятельности герцога, исполненной благородства и созидательного начала. Первый памятник Одессы - бронзовый дюк Ришелье представляет для каждого одессита нечто более значимое, чем просто скульптуру или некий памятный символ. Это, скорее, та невидимая духовная взаимосвязь великого человека и гражданина со своими согражданами.Улица Ришельевская - одна из основных улиц современного города, соединяет центральную часть Одессы и железнодорожный вокзал вместе с Рынком Привоз.

Французский бульвар
Когда-то Одессу называли "маленьким Парижем", И. Бабель сравнивал ее с Марселем, а Л. Славину остроумные и находчивые земляки его напоминали гасконцев. Тут бытовало обращение "мадам" и шампанское вдовы Клико появилось едва ли ни раньше местного, так называемого бессарабского вина. Испокон веков галантный французский дух витал в городе, материализуясь Ришельевской и Ланжероновской улицами, Дюковским садом, Пале-Роялем, Французским бульваром, дачей Рено...
Еще в 1910-х годах на Французском бульваре, там, где за старой аркой теперь канатная дорога, была дача барона М.А.Рено - потомка пушкинского современника, и молва связывала ее с памятью о поэте. "Ворота в мавританском стиле, - писал живший в юности на соседней Пироговской В.Катаев, - через эти ворота, существовала легенда, выходил к морю молодой изгнанник Пушкин". Но легенды, противостоя времени, часто пасуют перед фактами, и получилось так, как объясняют дорогу в Одессе: "Видите дом? Так это не там..."
Нам уже трудно представить, каким был прежде Французский бульвар, или, как его называли до 1902 года, Мало-Фонтанская дорога. Она виляла из стороны в сторону, сужалась, расширялась, вдоль многих дач вместо оград тянулись унылые земляные валы, кое-как обсаженные акациями, тротуаров и в помине не было, а мощение из местного, легко перемалываемого колесами, камня кончалось за нынешним санаторием "Аркадия"... И, может быть, долго еще пребывала бы она в сем непрезентабельном качестве, не появись в Одессе в 1894 году Василий Иванович Зуев.
Вступив в должность городского инженера, он загорелся идеей реконструкции Мало-Фонтанской дороги и реализовал ее, что стало воистину сродни чуду: заурядная загородная дорога превратилась в фешенебельный бульвар, живописный во все времена года. По проекту Зуева устроили широкие тротуары, обсаженные, как рекомендовало Общество садоводства, кленами, первую в стране мостовую, крытую гудроном, позже замененным отменно уложенной брусчаткой, полотно под электрический трамвай, который собирались пустить вместо конки...
Рядом с бывшей дачей Маразли издавна находится экзотическая достопримечательность Французского бульвара, "зеленая лаборатория" университета - Ботанический сад. Это был, по сути, первый "парк культуры и отдыха", поскольку здесь устраивали гуляния, балы, скачки, заезжие фокусники показывали "разные штуки посредством проворства и ловкости рук", странствующие фейерверкмейстеры демонстрировали свое огненное искусство и еще в начале 1830-х годов на потеху да изумление одесситов тут запускали "аэростатический воздушный шар"... Впоследствии сад захирел, его начали застраивать и перед войной здесь появились дома 12 и 12-а. А о прошлом напоминала лишь Ботаническая улица, позже переименованная в проспект Гагарина и прикасающаяся к Французскому бульвару там, где алебастровые львы сидят на вахте у ворот киностудии.Одесская Киностудия ведёт свою летоисчесление с 1907го года. Именно тогда кинематографист М.Гроссман начал снимать одни из первых отечественных фильмов. Тем самым он создал киноателье "Мирограф", которое потом перерослов Кинофабрику. В предвоенные годы фабрика в 1938ом году реорганизованная в Одесскую студию художественных фильмов выпускает картины о прошлом Украинского Народа. "Назар Стодоля", Кармелюк") О гражданской войне ("Митька Лелюк", "Старая Крепость") о буднях торгового флота ("Танкер" "Дербент" "Дочь Моряка") . В последствии снимают такие картины, как Тень у Пирса" "белый пудель" "Шарф Любомой" ,"Весна на Заречной Улице" "Жажда" "Повесть о первой Любви" и другие.
Все больше - довоенные и нынешние строения: Дом консервщиков, санаторий "Россия", университетский корпус, пансионат "Стройгидравлики", Институт имени В.П.Филатова... В 1939 году тут построили институт глазных болезней тогда еще не имени, а руководимый В.П.Филатовым, слава которого, без преувеличения, была легендарной. Одно дело - развеявшийся казенный фимиам или отзвучавшие отредактированные дифирамбы, но, когда человек попадает в фольклорную песню - "и если вам у драке вынут глаз, так глаз обратно вставит вам Филатов", - это, как говорят в Одессе, таки да надолго.
Не забыто и то, как в годы, когда свирепствовал воинствующий атеизм, своенравный академик опекал церковь Адриана и Натальи на Французском бульваре, которую многие до сих пор называют "филатовской". И символично, что была она когда-то при училище слепых...
Институт имени В.П.Филатова, Ботанический сад, киностудия, многочисленные здравницы - это не только достопримечательности Французского бульвара, но и то, что, в частности, возводит Одессу в ранг незаурядных, если не сказать исключительных, городов. Это подчеркивает и завод шампанских вин, потому как городов, где производят шампанское, немного, а хорошее - еще меньше.

Одесса сама по себе - достопримечательность, но обязательно стоит посетить знаменитые Привоз и Дерибасовскую, Одесский Театр оперы и балета (второй по красоте в Европе) и Потемкинскую лестницу (самая большая в стране), монументы "Пояса Славы" на рубежах обороны Одессы, госпиталь, Приморский бульвар и Полукруглую площадь (1826-1829г.) с памятником Ришeлье, Дворцы Воронцова, Нарышкиной и Потоцкого, Успенский монастырь (1824 г.) и Духовную семинарию, Старую биржу, Одесский Морской Порт (самый большой на Черном море) и т. д. Не меньший интерес вызывают очаровательные улицы Пушкинская, Ришельевская, Ланжероновская, знаменитая Молдаванка, уникальный комплекс подземных выработок ("одесское метро"), руины турецкой крепости в парке Тараса Шевченко, церковь Св. Марии Магдалины, а также первоклассные музеи - Археологический (богатейшая коллекция египетских, скифских и античных древностей), Художественный, Музей морского флота, Литературный, Музей западного и восточного искусства, Историко-краеведческий, литературно-мемориальный музей А. С. Пушкина и другие. А одесские лиманы с лечебными грязями используются в качестве курортов аж с 1829 г. (Аркадия, Лузановка и др.).
По мимо этого в целый отдельный мир выделяют одесские катакомбы.

Одесские катакомбы, самые знаменитые в мире не только по своему хитросплетению лабиринтов, но и по протяженности, которая достигает трех тысяч километров. Для сравнения: протяженность Римских катакомб - триста, Парижских - пятьсот километров. Даже приблизительная топография одесского подземного лабиринта неизвестна.
История Одесских катакомб начинается приблизительно в 30-х годах 19 века. Бурное развитие строительство растущего города требовало дешевый и доступный строительный материал. Им и стал понтический известняк, или так называемый ракушняк, находящийся под землей, которого в Южной Пальмире в изобилии. Множество памятников архитектуры построено именно из этого камня. Добыча стала осуществляться шахтным методом. Шахты залегали на глубинах от 4 до 30-35 метров от поверхности, сбиваясь (соединяясь) между собой, образовывали бессистемный лабиринт, который мало кто знал. По городу происходили провалы грунта, любое растрескивание зданий списывалось на "катакомбы". Вдобавок, шахты частенько использовались для "темных" дел: контрабанды, укрытия краденного и т.д.После начала революции в шахтах укрывались и бандиты, и революционеры, и дезертиры.Сегодня катакомбы продолжают служить городу. В отдаленных галереях, отгороженных от основного лабиринта железобетонными перемычками, устраиваются склады, подвалы для выдержки коньяка, пункты управления и связи на случай чрезвычайных ситуаций и пр.
Есть у тех, кто ходит под землю, примета: нельзя то, что находишь в катакомбах, выносить наружу. Всё, что в подземелье, принадлежит богу Буту, говорят они, а если ты всё же решился взять, то оставь что-нибудь взамен.
У катакомб есть и свой фольклор. Одна из легенд повествует о модели корабля, сделанной из чистого золота и спрятанной одним одесским капитаном в катакомбах. Он шел на войну и решил богатство свое припрятать до поры. Но с войны моряк не вернулся, а кораблик его до сих пор так никто и не нашел.

Рынок Привоз
«Привоз» первоначально был не самостоятельным рынком, а придатком Старого рынка, и на нём торговали в основном «привозным товаром», то есть с колёс (с возов, фур и пр)
В 1913 году по проекту Ф. П. Нестурха на Привозе построили специальный Фруктовый пассаж ,состоящий из четырех двухэтажных корпусов, соединенных арками с коваными воротами, на столбах которых установлены литые чугунные вазы с фруктами. Корпуса расположены попарно двумя рядами, между которыми длинный и достаточно широкий двор, в отличие от классического пассажа не перекрытый остекленной кровлей. Под каждым корпусом во всю его длину устроены подвалы, а на первых этажах анфилада из десяти торговых помещений, в настоящее время значительно перестроенных. В годы строительства и много позже Фруктовый пассаж был самым значительным сооружением Привоза. С Привозом связано криминальное прошлое Одессы. Но тот старый Привоз сохранился лишь в фольклере...
«Нет Одессы без Привоза и без Нового базара,
где покрыты покупатели и матом, и загаром…»
(Е. Кричмар, слова из песни «Моя Одесса»)
Современный рынок Привоз постоянно реконструируется и модернизируется в новые торговые корпуса и выставочные центры, хотя еще сохранилась маленькая часть рынка.Этот рынок — центр скопления верхов и низов: суматоха, шум, гул, толпы людей, автомобильные пробки....

И на последок несколько слов о знаменитых одесситах.
Бабель Исаак Иммануилович , русский писатель, знаменит своими "Одесскими рассказами". Реальные одесские уголовники Мишка Япончик, Сонька Золотая Ручка и др. в воображении писателя превратились в художественно достоверные образы Бени Крика, Любки Казака, Фроима Грача.
Среди   прозаиков и поэтов "одесской школы" Э. Багрицкий, В. Катаев, Ю.Олеша, И.Ильф, Е.Петров ("Золотой Теленок" и "12 Стульев", Л.Славин, С.Кирсанов, В.Инбер и др.
Леонид Утесов! Его голос помнят люди трех поколений. Он дал путевку в жизнь таким прекрасным песням, как "Полюшко-поле", "Партизан Железняк", "Тачанка", "Каховка", "Гренада", "Два друга", "Казачья". Его "Одессита Мишку" и сегодня нельзя слушать без волнения, а сцены из фильма "Веселые ребята" с участием его джаза - бессмертны. Пластинки и магнитофонные ленты с записями исполнявшихся им песен бережно хранятся во многих семейных "музыкальных фондах".
Филатов Владимир Петрович  - выдающийся офтальмолог, Член Академии наук УССР и Академии медицинских наук СССР, Герой Социалистического труда, лауреат Государственной премии.
Самым крупным достижением ученого является разработанный им новый метод лечения - тканевая терапия, котоорая эффективно помогает в борьбе с разными болезнями глаз, с кожными, внутренними, нервными, детскими и другими заболеваниями. Ученый был бессменным руководителем научно-исследовательского экспериментального института глазных болезней и тканевой терапии на Французском бульваре
Жуков Георгий Константинович - маршал советского союза, в послевоенное время присекал бандитизм в Одессе.
Среди наших знаменитых  современников Борис Бурда, Лариса Долина, Юрий Стоянов, Михаил Жванецкий, Михаил Водяной, Олег Филимонов...






english